Навигация
Главная
Публикации
 
Рекомендуем
Что такое жидкое стекло
Надувная индустрия
Термодревесина
Композитное топливо
Что такое электромобиль
Принцип инверсии
Швейная промышленность
Промышленный шум
Стекло вручную
Вакуумная упаковка
Увлажнитель воздуха
 
Калькулятор НДС онлайн: nds.com.ru

Главная  Публикации 


Над качеством будем работать с пристрастием – имя обязывает


Ассоциация предприятий дорожно-мостового комплекса Санкт-Петербурга «ДОРМОСТ» объединяет крупнейшие предприятия дорожных и мостовых строителей, работающих в сфере проектирования, строительства, ремонта, реконструкции объектов дорожной инфраструктуры и инженерных сооружений (мостов, путепроводов, развязок), а также в сфере производства строительных материалов и в сфере благоустройства. В канун профессионального праздника дорожников на вопросы «Петербургского строительного рынка» отвечает директор ассоциации К. В. ИВАНОВ.


— Кирилл Валентинович, расскажите, как создавалась ассоциация?


— Около 10 лет назад была предпринята попытка сформировать в Петербурге отраслевую ассоциацию, которая бы объединила дорожных строителей города. Дорожникам удалось собраться. Однако принцип круглого стола, в силу разности интересов, не сработал. Вопросы, которые стояли перед крупным бизнесом, не нашли понимания у мелкого и среднего, ведь интересы крупного предприятия стоят далеко за пределами чисто производственного или частного хозяйства. Они охватывают более широкий спектр — от законодательных инициатив до научных и образовательных программ. Этот диссонанс и заставил крупные дорожно-строительные компании выйти из той ассоциации и создать нечто новое. Так в 2004 г. появился «ДОРМОСТ».


Само название «ДОРМОСТ» исторически значимо для дорожной отрасли города. Так назывался трест, занимавшийся строительством и эксплуатацией дорог и мостов Ленинграда, фактически, сегодняшний Комитет по благоустройству и дорожному хозяйству. У многих старожилов отрасли в трудовой книжке первая запись — «ДОРМОСТ». В городской нормативной базе можно найти массу законодательных актов, введенных распоряжением «ДОРМОСТа»: от строительства дорог до запрета рыбной ловли на мостовых сооружениях. Так что имя обязывает.


Но по случаю хочется вспомнить слова Генри Форда: «Собраться вместе — начало, удержаться вместе — прогресс, думать вместе — единство, работать вместе — успех». Сегодня много говорится о саморегулировании. Ассоциация «ДОРМОСТ» изначально была создана на определенных принципах, сходных с саморегулированием. В нее вошли компании, зарекомендовавшие себя на рынке как локомотивы отрасли, компании, готовые поручиться за качество работ и выполнение обязательств друг друга перед заказчиками.


— Насколько, на Ваш взгляд, эффективно для современного российского бизнеса создание ассоциаций?


— В числе главных проблем, связанных с существованием каких-либо бизнес-сообществ, стоят цели, задачи и инструменты реализации. Большинство различных союзов, к сожалению, либо возглавляются лидерами рынка (что приводит к определенной узкой ориентации в решении вопросов), либо являются, по сути, частным бизнесом ее руководителя. Поэтому, когда меня спрашивают об условиях вступления в «ДОРМОСТ», я задаю собеседнику неожиданный вопрос: зачем ему это надо? При этом я несколько лукавлю, ибо понимаю зачем, но хочу, чтобы руководитель организации четко сформулировал свою мотивацию и обозначил, чего он хочет достичь, вступив в наши ряды. Есть, правда, определенная статистика. Большинству предприятий, присоединившихся к ассоциации, за год-два удалось удвоить, а то и утроить свои объемы. Случайность это или закономерность — не знаю, но это так.


Эффективность нашей работы можно оценивать по разным параметрам — все зависит от поставленных задач. Нам удалось создать структуру, активно работающую, конечно же, на саму отрасль. Но отрасль — не группа конкретных предприятий. Это весь комплекс — от заказчика до вуза. За последние пять лет одним из самых главных достижений ассоциации стало отсутствие каких-либо междоусобиц внутри отрасли. Мы научились договариваться между собой, находить компромиссы, совместно решать общие для всех глобальные задачи. Сумели приподняться над мелким, над сиюминутной выгодой. Сегодня и город, и заказчики видят в нас серьезного, не ангажированного собеседника, помощника, партнера.


— В каких случаях строители-дорожники обращаются к вам за советом?


— Члены ассоциации — самостоятельные и состоявшиеся организации. Как строить, управлять производством, что и у кого закупать — не нам их учить, руководители этих предприятий не хуже нас знают, что относится непосредственно к коммерческой деятельности предприятий. Все они так или иначе конкурируют между собой, и оказывать влияние на эти процессы я не просто не могу, но и не имею морального права. Моя роль больше коммуникационная. Случается всякое: где-то не договорились, где-то недопоняли. Назревает конфликт. Начинаешь проверять информацию, сверять, — моментально находятся нестыковки, которые требуют рассмотреть ситуацию с разных сторон и всем ее переосмыслить.


— Какие контакты у ассоциации с аналогичными объединениями дорожников, с профильными союзами?


— Я исхожу из того, что, как говорится, поспешать нужно медленно. Наверное, можно быстро подать в различные сообщества заявления, перечислить вступительные взносы. Но все-таки нужно прежде ответить на вопрос: ЗАЧЕМ нам это надо? Я помню, как создавался ССОО. Нас сразу пригласили. Но на тот момент мы были просто не готовы как-то вливаться в межотраслевую политику. Прошло пару лет — и мы вошли в ССОО. Сегодня мы уже полноправные участники большой строительной политики.


Был и негативный пример. В 2005 г. мы вступили во Всероссийскую ассоциацию подрядных организаций (АСПОР). Видимо, уже на закате ее лучших времен. К сожалению, в последнее время эта организация активной работы с членами не ведет, порой даже не считает нужным информировать о своих шагах, принимая за нас решения, такие, например, как утверждение отраслевого тарифного соглашения, которое нашим организациям придется исполнять. Здесь приходится задумываться, переосмысливать процессы, задаваться вопросами.


— Работа предприятий дорожно-мостового комплекса имеет сегодня огромное значение в жизни Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Несколько слов о тенденциях и перспективах развития дорожного рынка в Санкт-Петербурге.


— Я всегда говорю, что дорожное хозяйство развивается там, где есть политика, то есть воля руководства региона к хотя бы достойному содержанию имеющегося дорожного фонда. Активное развитие городской инфраструктуры заставляет и областное руководство как-то подтягиваться. Ясно одно: город значительно отстает (на 5–8 лет) в своей градостроительной политике от необходимой транспортной инфраструктуры. Спрос на автомобильные дороги надлежащего состояния кратно превышает возможности. Меня часто спрашивают, как я оцениваю питерские дороги. Ответ, как правило, один: доедете до Ленинградской области — сравните (оцените) сами.


Человек быстро привыкает к комфорту, поэтому даже незначительные неудобства воспринимает болезненно. Ремонтируют улицу, к примеру. Ах, ни припарковаться, ни проехать, приходится искать объезд… Ремонт закончен, проезд открыт — едем и уже ни замечаем, что не колыхнет, что в пробках не стоим и т. п. Так что, говоря о перспективах, — тенденции к развитию имеются.


Сегодня налицо уже озвученная политика руководства Минтранса, ФДА по работе с крупными, вертикально-интегрированными компаниями. Проследите тенденцию: разве задумывались мы в 2000 г., строя Ушаковскую развязку, о реализации такого проекта, как Западный скоростной диаметр?


А сейчас, посмотрите: уже вводится первый участок, создана концессионная законодательная база. На очереди Надземный экспресс, Орловский тоннель, КАД-2, создание платных скоростных магистралей внутри города. Все это стало возможным благодаря слаженной работе всех участников процесса — Федерального Правительства, министерств, в том числе Минтранса, ФДА, правительства Санкт-Петербурга, отраслевых комитетов, КБДХ, проектировщиков, строителей, ученых и, где-то чуть-чуть, нашей ассоциации.


— Какие проблемы беспокоят дорожников Санкт-Петербурга?


— Основная проблема все та же — ценообразование. Несоответствие госрасценок, по которым мы работаем с заказчиком, реальным рыночным процессам. Мы находимся аккурат между госрегулированием и нерегулируемым рынком стройматериалов. Каждый год мы недосчитываемся нескольких фирм. Рентабельность упала до 3–7%. Отсутствие прибыли тормозит обновление материально-технической базы, развитие производства, научно-техническое и технологическое развитие, ставит в тупик образовательный сектор.


— Через два месяца истекает срок выдачи государственных лицензий в строительной сфере. Отрасль перейдет на саморегулирование. Как вы готовитесь к этому?


— Сегодня мы активно ведем работу внутри отрасли по переходу к саморегулированию. Задача непростая. Саморегулирование подразумевает, в первую очередь, коллективную ответственность, в том числе финансовую. И должен быть организован соответствующий контроль. Так что СРО — это не ассоциация, не профессиональный или отраслевой союз. Это фактически учреждение с функциями надзора, экспертизы, с юридическим и научно-техническим направлениями работы, а значит — штат, структура, инструменты и механизмы реализации.


— Ваша оценка системы сертификации?


— На мой взгляд, важна не сама сертификация, как таковая. Важна взвешенная оценка рисков. Важен инструмент регулирования рынка, основанный на стимулировании организаций к активному росту, с одной стороны, и повышению уровня специализации производства, с другой. Это необходимо правильно оценить — так, чтобы бизнесу было понятно и комфортно в своем СРО.


— Как ассоциация сможет влиять на качество работы дорожников в условиях саморегулирования?


— Это непростой вопрос. Решение его заставит нас кардинально перетряхнуть систему подходов к дорожному строительству. Предстоит большая работа не только с предприятиями, но и с заказчиками. При переходе на саморегулирование необходимо будет согласование регламента допуска к выполнению работ между СРО и заказчиком.


СРО берет на себя полномочия экспертной оценки предложений заказчика по определению возможного уровня снижения цен в ходе конкурсной процедуры, а также оценки уровня ценового предложения с учетом рыночной конъюнктуры. Ведь только рынок как последняя инстанция определяет возможность выполнения работ с надлежащим уровнем качества, безопасности, в срок и с соблюдением гарантийных обязательств. Для этого СРО создает необходимые структурные подразделения или привлекает экспертные организации.


А если конкурсное предложение заказчика не соответствует реальным объемам и условиям выполнения работ с надлежащим качеством, соблюдением нормативов и регламентов, установленных законодательством РФ, в том числе и самой СРО, а также условиям рынка, СРО оставляет за собой право уведомить заказчика об отказе в поручительстве за выполнение такого подряда. Это подразумевает полную ответственность заказчика за размещение работ, соблюдение норм, качества и гарантийных обязательств по данному объекту. О результатах проверки СРО обязана уведомить также страховые компании и надзорные ведомства. Уведомление об отказе в поручительстве должно мотивировать заказчика уклониться от заключения договора на предложенных условиях как заведомо невыполнимых.


В структуре формируемой СРО будет несколько профильных секций. В СРО войдут не только дорожники и мостовики. Войдут производители металлоконструкций, асфальтобетонные производства, эксплуатационные предприятия, предприятия садово-паркового хозяйства. Таким образом, нам предстоит выстраивать полную цепочку контроля над всеми составляющими жизненного цикла дорог и искусственных сооружений. Ну, а раз нам за все отвечать, то над качеством будем работать с пристрастием.


— Что бы Вы хотели пожелать своим коллегам в дни профессионального праздника?


— Нелегкий труд дорожных строителей во все времена был почетным и высоко ценился обществом. Дорожников всегда отличала преданность своему делу, высокая организованность и ответственность.


В этот праздничный день выражаю глубокую признательность всем работникам дорожного хозяйства и ветеранам, посвятившим любимой профессии свою жизнь. Счастья вам, здоровья, успехов и благополучия!


 

Транссиб будет полностью электрифицирован в этом году. Нина Шангина: «Идет масштабная наукоемкая реставрация». Началась реставрация Новой Голландии. Реставраторы Петербурга выходят на международный рынок. Будут отодвинуты сроки начала крупных проектов. VI Съезд строителей Санкт-Петербурга. Один из самых актуальных вопросов развития мегаполиса.


Главная  Публикации 

Яндекс.Метрика
Copyright © 2006 - 2024 All Rights Reserved