Навигация
Главная
Публикации
 
Рекомендуем
Что такое жидкое стекло
Надувная индустрия
Термодревесина
Композитное топливо
Что такое электромобиль
Принцип инверсии
Швейная промышленность
Промышленный шум
Стекло вручную
Вакуумная упаковка
Увлажнитель воздуха
 
Калькулятор НДС онлайн: nds.com.ru

Главная  Публикации 


Нина Шангина: «Идет масштабная наукоемкая реставрация»


В Северной столице и ее исторических пригородах работа российских реставраторов последние годы на виду гораздо больше, чем где-либо еще. Что и справедливо, если речь идет о городе-музее.


О том, какие задачи сегодня решает профессиональное сообщество спасателей памятников истории и архитектуры, рассказывает председатель Союза реставраторов Санкт-Петербурга Нина ШАНГИНА.


–Нина Николаевна, что сейчас наиболее значительно в работе петербургских реставраторов?


— Начну с того, что скоро предстоит подводить итоги конкурса «На лучшую реставрацию объектов культурного наследия Санкт-Петербурга» в 2008 г.


Номинанты представлены в разных ипостасях: здесь и комплексная реставрация, и реставрация фасадов, и реставрация интерьеров. Очевидно, что выбрать победителя будет в этом году тяжело — все отреставрированные петербургскими мастерами исторические объекты значимы, трудоемки, и работа сделана при этом очень качественно. Так, среди представленных на конкурс объектов «Концертный зал» Екатерининского парка в Царском Селе. Комплексная реставрация идет во дворце великого князя Алексея Александровича на набережной Мойки, 122, где работы ведутся по воссозданию исторического облика фасадов и интерьеров.


Сейчас, что у всех на виду, в центре Петербурга продолжается реализация губернаторской программы по реставрации фасадов исторических зданий. Для нас особо сложными являются здания в стиле модерн, которые отличаются большим разнообразием отделки. Классические здания, образно говоря, в этом смысле более «спокойны» — простой такую реставрацию тоже не назовешь, но она довольно-таки стандартна. А вот модерн преподносит сюрпризы, там бывают неожиданные открытия — обнаруживаем в отделке металлодекор, различные мозаики и керамику.


Например, могу отметить практически каждое здание на Каменноостровском проспекте, которые реставрируются сегодня по губернаторской программе. Так, на фасаде дома эмира Бухарского присутствует разнообразная отделка камнем — натуральным и искусственным. Или здание театра им. Андрея Миронова, где архитектором были применены удивительные конструктивные решения, — эркеры, например, оказались сделаны из кирпичиков из прессованной пробки! И подобные открытия реставраторы обнаруживают почти на каждом фасаде Каменноостровского проспекта.


К тому же на этих зданиях много утрат, и требуются большие усилия, чтобы отреставрировать сохранившийся декор, а в некоторых случаях требуется его практически полностью воссоздать.


Как задачу особой сложности в рамках реставрации фасадов Петербурга можно выделить Дом офицеров на Литейном проспекте, где на фасаде реставраторы встретили большое многообразие керамической отделки. В частности, было обнаружено керамическое панно, замазанное в советское время несколькими слоями краски. Сегодня оно восстановлено, на очереди — аварийные эркеры.


— На взгляд со стороны, однако, приоритеты в реставрационной политике не всегда понятны. Например, в том же Царском Селе Екатерининский парк — всемирно известное место паломничества туристов, довольно-таки хорошо ухоженное и обустроенное, где и в минувший сезон продолжались масштабные реставрационные работы. А по соседству — Александровский парк, который в сравнении выглядит просто полузаброшенным…


— Насколько мне известно, планы проведения реставрационных работ в Александровском парке имеются, а вот когда они будут конкретно воплощены, пока трудно сказать. Надо сказать, что массовая реставрация в Санкт-Петербурге длительный период практически не проводилась. И сейчас сложно определить, куда следует направить силы и средства в первую очередь. Тем более что они тоже не безграничны. И может быть, даже не столько средства, сколько возможности реставрационных предприятий.


И, конечно же, любой реставрации предшествует долгий этап проектирования. Это важная наукоемкая работа, которая неспециалисту не видна.


— Одна из новостей Союза реставраторов Санкт-Петербурга — то, что идут масштабные реставрационные работы в Гатчине. Интересно, как сегодня происходит «распределение обязанностей» по объектам между городом и областью?


— Организации, которые входят в Союз реставраторов, работают и на городских, и на федеральных, и на областных объектах. Никакой привязки к границам Санкт-Петербурга, разумеется, нет. Все зависит от заказчика, от условий тендера, и кто в нем победил. А в Гатчине — это федеральные объекты, которые непосредственно находятся под надзором государственной инспекции по охране памятников. Союз реставраторов очень плотно работает с комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры правительства Санкт-Петербурга, поэтому ничего удивительного в таких заказах нет.


— Со стороны коммунальщиков приходилось слышать мнение, что отдельно взятая реставрация кардинально проблемы не решает, если, скажем, под обновленным фасадом гнилые коммуникации — теоретически может случиться так, что через пару лет все придется переделывать. В регионах вроде бы что-то подобное уже случалось. Как в этом смысле обстоят дела в Северной столице?


— У нас такого не было, хотя подобная реставрационная практика имеет место. Как пример можно привести Петропавловскую крепость — там точно так же работы начались с фасадов. Притом что коммуникации были в запущенном состоянии, это, казалось бы, не совсем правильно с точки зрения инженерии, планирования общестроительных и реставрационных работ. Однако отреставрированные фасады привлекают внимание к объекту, в определенном смысле дают ему вторую жизнь, и это потом позволяет найти возможность найти финансирование и заняться коммуникациями. Подобно тому, как, въехав в квартиру, часто человек сначала делает косметический ремонт, а затем постепенно приступает к замене труб и т. д. Когда средства поступают не на все в комплексе, наверное, логично сначала отреставрировать фасад, чтобы он не разрушился окончательно. Если коммуникации не в порядке, то, возможно, сравнительно скоро понадобится косметический ремонт. Но это будет уже не глобальная историческая реставрация, которой предшествует большой период изучения объекта, иконографии, проектирования. Все это с коммуникациями не связано, и, повторюсь, если улицы приобретут облагороженный, привлекательный для жителей города и туристов облик, то, мы надеемся, получится запустить и механизм финансирования комплексных работ, по замене коммуникаций в том числе.


— А что касается применения новых технологий, материалов, техники — многое ли изменилось в петербургской реставрации за последние годы?


— Конечно, многое. Во-первых, фирмы, которые занимаются реставрацией, постепенно становятся на ноги, их оснащенность растет каждый год. Первое, что происходит, — это возрастает вооруженность труда техникой, что позволяет говорить о механизации в реставрации, о применении современных зарубежных технологий. Все это происходит благодаря тому, что реальное финансирование из бюджета города ведется уже на протяжении нескольких лет подряд и с каждым годом становится все более серьезным.


Если говорить о новых материалах, то в реставрации приоритет отдан использованию материалов, идентичных историческим составам. Здесь о новизне говорить трудно. Реставрационная концепция скорее, наоборот, заключается в том, чтобы не использовать никаких новшеств. Это единственно правильно, потому что иначе в историческом здании нарушается все.


Даже при воссоздании или новом строительстве зданий, которые имеют классическую петербургскую архитектуру, целесообразно пользоваться историческими материалами. Ведь они не только определяют архитектурный облик, но и находятся в балансе самих конструкций здания.


— У вашего Союза, как уже сообщалось, возник совместный проект с итальянскими реставраторами…


— Отмечу, что итальянскую школу мы ценим за философский подход к реставрации — именно за тот их взгляд, что отреставрированный объект не должен выглядеть как вновь построенный. Что лучше — заменить новоделом или, несмотря на любые сложности, отреставрировать, законсервировать, скажем, даже мелкие детали декора на фасаде? Подлинник лучше подделки, что итальянцы отлично понимают. Возможно, именно поэтому Италия — страна номер один в области мирового культурного туризма. Прямое сотрудничество с итальянцами ценно для петербургских реставраторов тем, что нам предоставляется возможность впитать основы этой реставрационной философии. В его рамках будет проходить обучение, которое, как мы уверены, окажется очень полезным и для рабочих, и для инженерно-технических специалистов.


— Санкт-Петербург, как известно, считается самым уникальным городом мира в смысле количества историко-архитектурных памятников. Теоретически, это требует и соответствующих вложений в реставрацию. С другой стороны, имеет основание и то мнение, что если «холить и лелеять» любое здание, которому больше ста лет, то на это никакого бюджета не хватит. Какой вариант развития города все-таки видится оптимальным — с точки зрения профессиональных реставраторов?


— Если говорить о финансировании, то мы, как бы «не стесняясь», всегда стараемся подчеркнуть определяющую роль администрации города в сохранении историко-архитектурных памятников. С приходом на пост главы Санкт-Петербурга Валентины Ивановны Матвиенко началось реальное финансирование реставрационных работ. И это произошло вовремя, потому что еще лет пять, и мы потеряли бы гораздо больше зданий. Губернатор действительно заслужила низкий поклон от всех петербуржцев.


Надо, однако, понимать, что мы живем в современном мегаполисе, который сегодня активно функционирует и развивается. К сожалению, сохранить каждое старое здание невозможно. Ведь многие строения и в историческом центре Петербурга изначально строились не на века. Скажем, некоторые доходные дома. И пытаться сделать это абсолютно нецелесообразно, особенно если в них в плохих условиях продолжают жить люди. Поэтому Союз реставраторов не считает разумной позицию «сохранить абсолютно все, и в том виде, каков он сейчас». Хотя, бесспорно, следует стремиться максимально сохранить все то, что возможно.


И нам кажется, что уж если строить в центре Петербурга, то это, наверное, должно быть воссоздание, сохранение исторического стиля. Ведь можно как памятник, как единицу культурной ценности рассматривать и отдельное здание, а также и всю улицу или архитектурный ансамбль. Конечно, вызывают отторжение здания непетербургского стиля, уже построенные в центре города… Но здесь идет речь уже об ошибках прошлого. Сейчас и общественность города, и архитекторы это понимают — и стараются целиком сохранить исторический облик Северной столицы. При этом надо понимать, что город хоть и называется музеем, но он живой и должен развиваться. Это счастье, что есть перспектива развития.


— В целом, много ли общего в вашей практике со строителями?


— Если задаться вопросом, может ли простой строитель прийти в реставрацию, — наверное, нет. Прежде всего потому, что подходы у нас совершенно разные. Для современного строительства самое главное — это интенсивное возведение объектов, индустриальные методы при оптимизации работ. А в реставрации можно с одной колонной на фасаде «возиться» несколько месяцев. Обычным строителям тяжело менять свой подход, для них такая кропотливая работа просто мучение, поэтому так мало желающих прийти на рынок реставрационных работ, к тому же не сулящий особенных сверхдоходов. Ну а мы, со своей стороны, конечно, стараемся применять все современные строительные технологии и оборудование.


— Что ожидают реставраторы от перехода на саморегулирование?


— Для реставраторов эта тема не так актуальна, как для строителей, которых подхлестывает то, что рано или поздно произойдет отмена лицензий, и тогда останется только один механизм регулирования отрасли и допуска на рынок — саморегулирование. Но мы тоже будем двигаться в этом направлении. Судя по тому, как должно быть организовано саморегулирование, оно, конечно, пойдет на пользу работе. Когда мы говорим о том, что у нас коллективная ответственность за качество, то все механизмы новой системы очень помогают в реализации этого принципа на практике. Поэтому Союз реставраторов Санкт-Петербурга намерен внести соответствующие изменения в свой устав и вообще пользоваться всеми теми наработками, которые предлагает механизм саморегулирования. В данном случае это будет делаться по нашей доброй воле, а не по жесткой необходимости.


— Еще одна насущная тема — подготовка квалифицированных кадров. Наш журнал уже сообщал о том, что в профильных лицеях Санкт-Петербурга появились новые реставрационные специальности — кузнецы и витражисты. Как прошел набор?


— Набор во всех средних специальных учебных заведениях сейчас, как известно, проходит непросто, хотя бы в силу демографической ситуации. Тем более что в реставрационный лицей не возьмешь всякого, нужны определенные художественные наклонности, любовь к этому ремеслу. Поэтому была проблема набора, но есть проблема и высококвалифицированных мастеров производственного обучения. Здесь мы стараемся лицеям помочь, организуя практику на своих предприятиях. Петербургским Союзом реставраторов также учреждены стипендии для лучших студентов. Вообще, надо сказать, что с каждым годом работа с профильными лицеями у нас ведется все более плотно, к тому же все они входят в состав членов нашего Союза.


 

Энергосбережение — веление времени. Подсветка в праздники и в будни. «СтройМаксимум-STMX» — максимальный спектр строительных работ. Энергетика крупных городов. ЛУКОЙЛ будет строить нефтепровод Баку-Джейхан. Продукция завода «Фасст-Урал»: настоящее и будущее. Юнис Лукманов: «Важно правильно определить приоритеты».


Главная  Публикации 

Яндекс.Метрика
Copyright © 2006 - 2024 All Rights Reserved